Просмотры: 748

Молодому педагогу

Напутствие молодому педагогу

Учитель — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.Сегодня, как и во все века, учитель — это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» — именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа — это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе — дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, «педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни». Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них — мастер своего дела.

Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

Памятка для молодого наставника

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Правила поведения и общения учителя

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям/
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

Правила общения родителей и учителя

Первое правило: старайтесь войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнёра.

Это умение даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Основным средством этого общения является слово. Оно служит важнейшим источником информации о человеке. Оно либо способствует вхождению в контакт, либо ставит на его пути барьер. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду», — писал В.А. Сухомлинский. Об этом одинаково должны помнить и родители, и учителя. Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка – богатые экспрессивные средства, помогающие вступить в контакт.

Второе правило: уважайте собеседника. Понимание должно предшествовать советам. Когда отец и мать настроены агрессивно, с установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё и учитель ответит грубостью, тогда не избежать того, что идеально подходит для выражения «нашла коса на камень». Кому это надо? Отцу, матери? И уж во всяком случае не ребёнку. А учителю и подавно. Ведь он заинтересован так же, как и родители, в положительном исходе общения.

Третье правило: понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнёра (родителя) действовать самостоятельно.

Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребёнка, убедить в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы. Пусть не всё сразу получится, но разве ребёнок может научиться ходить, не набив себе шишек? «Развивающий» совет, вероятно, потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности.

Четвёртое правило: придерживайтесь открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.

У каждого человека, в том числе и у ребёнка, есть личностные особенности. Кто о них больше знает? Наверное, родители. А школьным педагогам и воспитателям, чтобы корректировать развитие ребёнка, надо ли о них знать? Безусловно!

Пятое правило: умейте говорить и слушать партнёра. Это правило – краеугольный камень в искусстве общения.

Плохо, когда один из партнёров ничего не собирается слышать, не видит перспективы встречи, не ожидает от неё ничего хорошего. Даже если так, нужно стремиться изменить ситуацию.

Шестое правило: старайтесь «отражать» мысли и чувства партнёра по общению.

Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом, которое отражает чувства и эмоции, выраженные в словах. Если учитель (родитель) встречает собеседника улыбкой, тот отвечает тем же. Если в голосе учителя «металл», родители тут же настраиваются на аналогичный тон.  

Седьмое правило: не забывайте, что главная цель общения – ребёнок.

Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребёнка. Нужно помнить, что конфликты между учителем и родителями всей тяжестью ложатся на ребёнка. Для многих учителей, как показывают исследования, работа души становится стилем, внутренней потребностью в общении с родителями. Но, к сожалению, не для всех.

Бывает, что и родители не всегда принимают учителя. Чаще всего это происходит тогда, когда родители считают, что учитель несправедлив к их ребёнку, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за своего ребёнка, бессильно ненавидит школу и учителей. Ломать стену отчуждения и недоверия в таких случаях непросто. Но как быть? Оставить всё как есть?

Нет, конечно, надо корректировать отношение родителей к школе и учителям. Не поняв причин, не вникнув в суть неприятия, учитель не может сформировать у отцов и матерей благожелательность и чувство ответственности за ребёнка.

На что стоит опираться в общении с такими родителями? На разум и чувства, но, главное, пожалуй, на заинтересованность в судьбе собственного ребёнка.

Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо. Поддержка, готовность помочь, доброе слово – это дождь в засуху.

Вот далеко не полный набор правил общения, которые помогут родителям и учителям лучше понимать друг друга. 

Психологические рекомендации для молодых учителей
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках совершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Помни, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении, но помни, как важно поддержать, ободрить быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое участие, твои знания, твой опыт.
  • Не требуй от учеников «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок – это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Если из двух баллов дума ешь, какой выбрать, — не сомневайся, поставь ему высший.
  • Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в жизни.
  • Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна быть полезной и результативной.
  • Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых – их растопчут.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпимыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
Как избежать конфликтных ситуаций с учениками

В воспитательной практике педагогу часто приходиться делать замечания своим ученикам, однако их ответная реакция бывает различной — от принятия замечания, до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:

  1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе.
  2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
  3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
  4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: «Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается».
  5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное — помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
  6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
  7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.
  8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.

Одной из распространённых причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать «назло». Предлагаем вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта:

  1. Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
  2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
  3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
  4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
  5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
  6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
  7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на «хороших» и «плохих» разобщает коллектив.
  8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.

Это может понадобиться: